На пути к олимпиаде
Декларация Исполкома МОК
17 Марта 2017 года
Декларация Исполкома МОК

12 принципов построения более эффективной и независимой антидопинговой системы для защиты «чистых» спортсменов.

Еще в октябре 2015 года Олимпийский саммит внес предложение о создании независимой системы антидопингового тестирования и наложения санкций.  В частности, после публикации промежуточного доклада профессора Макларена в июле 2016 года, началось широкое общественное обсуждение будущего антидопинговой системы WADA. По результатам тщательного отслеживания ситуации и участия в дискуссиях, Исполком МОК сегодня формулирует задачи Олимпийского движения по формированию более эффективной и независимой антидопинговой системы.  МОК хотел бы воплотить в жизнь нижеперечисленные принципы в диалоге и в тесном взаимодействии с WADA и его участниками.

Усиление WADA

WADA должно быть одинаково независимо как от спортивных организаций, так и от национальных интересов.  Это необходимо, поскольку даже понимание наличия конфликта интересов может нанести вред объективности антидопинговой системы.  Что касается национальных интересов, это особенно важный момент, что проиллюстрировано недавними ситуациями с участием отдельных НАДО (национальных антидопинговых организаций – прим. ред.), споров между различными НАДО, и апелляций международных федераций на решения национальных антидопинговых организаций.

  1. Поскольку спортивные организации и правительства являются учредителями на равной основе, они в равной степени должны быть представлены в Совете учредителей WADA и Исполкоме организации.  Роль спортсменов в обеих структурах должна быть усилена.  Более того, представительство спортсменов должно быть основано на принципе избрания (а не по принципу назначения – как это действует сейчас). А также в структуры WADA должны войти независимые члены.
  2. Президент и вице-президент WADA должны быть независимыми лицами и не занимать постов в правительстве, правительственной или спортивной организации.  Кандидаты должны быть согласованы обоими учредителями – как правительствами, так и спортивными организациями, включая выбранных представителей спортсменов.  Это предложение уже озвучивалось Олимпийским движением в октябре 2016 года.
  3. Усилить и прояснить роль WADA, которое должно быть единственным международным органом, ответственным за:
    1. Законотворческую деятельность в отношении Кодекса WADA, включая список запрещенных субстанций и стандартизацию антидопинговых процедур.
    2. Аккредитацию антидопинговых лабораторий.
    3. Контроль соответствия, что включает также проведение расследований в отношении всех подписантов Кодекса.
    4. Антидопинговые исследования.
    5. Профилактику.
  1. МОК поддерживает намерение WADA иметь политику по соответствию, что будет стимулировать выполнение требований Кодекса всеми его подписантами.  Это позволит обеспечить справедливые правила игры для всех спортсменов в мире.

Создание независимого органа по тестированию

  1. Необходимость создания Независимого органа по тестированию (An Independent Testing Authority (далее - ITA).
  2. ITA должен разрабатывать международный план распределения тестирования (ITDP) совместно с соответствующей международной федерацией, при этом не только по виду спорта, но и по дисциплинам.  Такой план – ITDP – должен включать минимальное количество тестов, которые необходимо пройти каждому спортсмену, желающему принять участие в Чемпионатах мира или Олимпийских играх.  Такое количество должно быть ясным для каждого спортсмена в конкретной дисциплине по виду спорта.  Спортсмены, у которых отсутствует необходимый минимальный установленный уровень тестирования, не будут отвечать критериям допуска на участие в Чемпионатах мира и Олимпийских играх.
  3. НАДО – проводить такие междурядные тесты по запросу ITA.
  4. НАДО – продолжать и в случаях, когда применимо, усилить свою иную деятельность по тестированию, а WADA – обеспечить независимость реализации плана НАДО по проведению тестирования от национальных интересов.
  5. Совет (правление) ITA должен быть наделен только надзорной функцией и не иметь полномочий управлять или предоставлять инструкции по реализации и управлению антидопинговой программой.
  6. В Совет (правление) ITA должны входить представители государственной (публичной) власти, Олимпийского движения, WADA и выбранных представителей спортсменов.

Санкции

  1. Наложение санкций на физических лиц (спортсменов, официальных представителей, тренеров, врачей и т.д.) – после нарушения, установленного ITA; наложение санкций на подписанта Кодекса (спортивные организации, организаторы спортивных мероприятий, НАДО и лаборатории) – после объявления WADA о несоответствии участника.  Решения по обоим процессам должны приниматься Независимым спортивным трибуналом (CAS), что отвечает демократическому принципу «разделения властей».

Источник: olympic.org (перевод – Ассоциация лыжных видов спорта России)




Возврат к списку