Олимпийская панорама
Виталий Мутко: «Владимир Владимирович – максималист, но никогда не критикует за поражения»
24 декабря 2013 года
Виталий Мутко: «Владимир Владимирович – максималист, но никогда не критикует за поражения»
До открытия Олимпиады в Сочи осталось полтора месяца. В эксклюзивном интервью порталу «Сборная России-2014» Министр спорта РФ Виталий Мутко поделился ожиданиями от домашних Олимпийских игр.

Мы приводим интервью министра с некоторыми сокращениями.

- Виталий Леонтьевич, до Олимпийских игр в Сочи осталось полтора месяца. Какие эмоции вы сейчас испытываете?

- У меня сейчас много разных чувств (улыбается)! Доминирует, наверное, переживание. Сочи-2014 – это большой, значимый и сложный проект государственной важности. Общение с организаторами, спортсменами, болельщиками говорит, что все с нетерпением ждут эту Олимпиаду. К окончанию подготовки олимпийского проекта мы все стали одной большой командой. Проделана глобальная работа во многих сферах – по созданию инфраструктуры, строительству олимпийских объектов и т.д. Я регулярно бываю в Сочи. В конце прошлой недели еще раз проехал по всем объектам – и в горном кластере, и в прибрежном, пообщался с руководителями и сотрудниками. Могу сказать, что с точки зрения подготовки и проведения Олимпийских игр мы чувствуем себя уверенно. Да, в жизни все бывает – могут возникнуть проблемы, обнаружиться ошибки, но в целом организация должна быть на высоком уровне.

Второй момент связан с подготовкой нашей национальной команды. Может быть, я ошибусь, но мне кажется, нам удалось убрать политизацию результата, уменьшить давление на спортсменов с точки зрения медальных обязательств. Ажиотаж ушел, на заключительном этапе команды работают в спокойном режиме. Тренеры знают, что делать, спортсмены адекватно воспринимают все требования. Я думаю, это предвестник хорошего результата.

- За последние четыре года, начиная с Олимпийских игр в Ванкувере, была проделана огромная работа. Какими результатами вы гордитесь больше всего?

- Прежде всего, хочу напомнить, что в 2008 году руководством страны было принято решение ликвидировать Федеральное агентство по физкультуре и спорту (Росспорт) и создать Министерство спорта РФ. 2009 год полностью ушел на формирование Минспорта, и только в 2010 году мы приступили к полноценной работе. У нас было полтора-два месяца, чтобы реально поучаствовать в подготовке к Олимпийским играм в Ванкувере. За такой период изменить что-то было невозможно. Но мы попытались. И кое-что сделали. В частности, создали экспериментальную спринтерскую команду по лыжным гонкам, и она сразу принесла нам золото – в Ванкувере победил Никита Крюков. Это уже было решение и действие Министерства спорта.

По итогам Ванкувера я говорил, что мы, безусловно, виноваты в некоторых моментах, но главная причина неудачи в другом – за 90-е годы накопился ряд системных, фундаментальных проблем в управлении спортом. За прошедшие четыре года мы их исправили. Может быть, не везде и не до конца, но нам удалось нормализовать ситуацию в спорте высших достижений. Мы усилили роль государства, отстроили систему управления, создали нормальную система оплаты труда. Нам удалось изменить ситуацию во взаимоотношениях с общероссийскими федерациями по видам спорта и Олимпийским комитетом России. За последние четыре года не было никаких скандалов, никто никого ни в чем не обвинял. Государство и Министерство спорта РФ взяли на себя всю ответственность.

Я сказал после Ванкувера: я за всё отвечаю. Конечно, я не могу ответить за то, как отработал тренер, но я отвечаю за выработку государственной политики. Это гуманитарная сфера, а не техническая, где можно остановить конвейер, снять машину, заменить какую-то деталь – и она поехала. Ошибки в гуманитарной сфере, в системе управления дают негативные последствия на долгие годы. И у нас в системе управления спортом был разлад. До Олимпиады в Ванкувере роль государства была сведена только к финансированию и критике. Так было удобно. После любой Олимпиады можно было сказать: это виноваты нехорошие люди в федерациях. Сейчас мы стали партнерами, мы четко знаем, кто что делает. Мы оказываем содействие федерациям, но под жестким контролем – в формировании сборных, в назначении главных тренеров. Во всех 13-и видах спорта, во всех 98-и дисциплинах провели основательную ревизию, сформировали по два, а где-то и три состава, если требовалось, поменяли тренеров – причем, кое-где несколько раз. Все это касается управленческого блока.

Следующее, что хочу отметить: нам удалось изменить ситуацию в материальной базе, в тренировочных возможностях для сборных. Большинство наших команд десятилетиями тренировались за рубежом. Может, это и неплохо, но прошли времена, когда все рвались за «железный занавес». Кроме того, важнейшими составляющими тренировочного процесса являются медико-биологическое и технологическое сопровождения, которое мы за рубежом не получали. Поэтому создали мощный центр зимних видов спорта в Новогорске. Здесь сейчас отдельные катки для фигурного катания, шорт-трека, керлинга. Хоккеисты получили арену, которую можно трансформировать и под канадские размеры, и под европейские, и под любые промежуточные. Привели в порядок санно-бобслейную трассу в Парамоново, построили там стартовую эстакаду и мощный тренажерный комплекс. Возвели центр трамплинов в Чайковском и Нижнем Тагиле. Но в точки зрения создания инфраструктуры мы ещё только в середине пути.

Все эти моменты касаются спорта высших достижений. Но министерство работает и в других направлениях. Больше внимания стали уделять методическим вопросам, в Центре спортивной подготовки сборных команд России создали аналитический центр – пытаемся вооружать наших тренеров передовыми технологиями. Также мы подходим к теме модернизации всей системы подготовки резерва. Мы долго думали над названием программы подготовки сборной к Олимпийским играм в Сочи. Назвали ее «Подготовка национальной команды к Олимпийским играм в Сочи», а потом поставили запятую и добавили: «и спортивного резерва». Мы прекрасно понимаем, что если мы сейчас остановимся на подготовке к Сочи, даже если получим выдающийся результат, без подготовки резерва, который опирается на детско-юношеский спорт – будем обречены.

Отмечу большую поддержку руководства страны. Многие мои коллеги по правительству профессионально разбираются в спорте. Кто-то сам тренировался, кто-то и сейчас бегает, катается на лыжах или занимается другими видам спорта. Поэтому встречаем понимание по самым разным вопросам. В том числе, у Президента России Владимира Путина. Владимир Владимирович – максималист, но никогда не критикует за поражения. Наоборот, интересуется – что еще нужно сделать для победы, чем помочь.

Источник: портал «Сборная России-2014»



Возврат к списку